Эмилия Деткина
(Казань)
Коротко об анималотерапии
или
Использование собак для развития и оздоровления детей с ограниченными возможностями
Термин "пет-терапия" (или анималотерапия, зоотерапия) появился в середине ХХ века. В переводе с английского pet - это обобщенное название домашних животных. В Европе и Америке это уже абсолютно полноправная отрасль официальной медицины, в рамках которой проводятся встречи, семинары, а в некоторых странах существуют даже курсы по подготовке специалистов, по окончании которых можно заниматься частной практикой. Там, где пет-терапия стала официальной медицинской дисциплиной, отбором животных, а так же наблюдением за общением с пациентами занимается целый штат специалистов: кинолог-дрессировщик, ветеринар, врач-дефектолог и психолог.
Есть опыт использования собак в психиатрических лечебницах для больных шизофренией, отказавшихся от контактов с людьми.
Во многих клиниках США уже с 1994 года действуют две организации - "Delta Society" в Сиетле и "Therapy Dogs International" в Нью-Джерси, которые предоставляют 4,5 тысячи собак, кошек и других домашних животных для лечения тысяч пациентов в 45 штатах США.
В анималотерапии (зоотерапии, пет-терапии) можно выделить несколько видов:
АПИТЕРАПИЯ - использование пчел,
ГЕРУДОТЕРАПИЯ - использование медицинских пиявок,
ИППОТЕРАПИЯ - использование лошадей,
ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ - использование дельфинов,
ФЕЛИНОТЕРАПИЯ - использование кошек,
КАНИСТЕРАПИЯ - использование собак.
Впервые использовать собак в качестве "терапевтов" предложил американский психолог Левинсон в 1961 году.
Главной причиной благотворного воздействия собаки является ее преданность. Собаки почти всегда улучшают настроение. Положительные эмоции не только приятны, но и полезны. При переживании их в организме продуцируются эндорфины и энкефалины, которые воздействуют на "рецепторы удовольствия" в головном мозгу и заодно налаживают гомеостаз, регулируют жизнедеятельность организма. Все это позволяет восполнить существующий в жизни человека вакуум общения. Собаки используются в терапии чаще других животных, т.к. они легко обучаются вербальным командам и легко им подчиняются. В семье собаки обычно обладают развитой интуицией и эмпатией (способностью сопереживать).
Канистерапия используется в работе с разными категориями людей. Очень часто - в домах престарелых. При этом собака позволяет умерить страх, депрессию, напряжение, снизить рассеянность, мобилизовать двигательные функции.
Многие Детские центры в Америке и Канаде работают по программе "Reading with Rower" ("читаем вместе с Ровером"), созданной в штате Вашингтон. Эта программа позволяет детям, отстающим при обучении в школе, плохо читающим, не способным сконцентрировать свое внимание, значительно улучшить свои результаты.
В кинологических объединениях Приволжского центра внешкольной работы (ЦВР) г. Казани, которыми я руковожу на протяжении последних 10 лет, мы проводили исследования, наглядно демонстрирующие благотворное влияние домашних собак, вне зависимости от их породы, на самочувствие как детей, так и членов их семьи, присутствующих на занятиях: стабилизировалось давление, исчезали головные боли, быстрее проходило восстановлении после респираторных заболеваний. Работа по анималотерапии, выполненная членами нашего детского объединения, три года назад стала лауреатом экологической конференции для школьников имени Лобачевского, проходящей ежегодно в Казанском Государственном Университете.
Помимо чисто профориентационных программ ("юный дрессировщик", "юный хендлер", "юный грумер" и "юный ветеринар"), уже давно и прочно вошедших в практику нашего ЦВР, я как эколог не могла не обратить внимание на экологические аспекты работы с собаками (собака в городе - это всегда комплекс экологических взаимосвязей и проблем, связанных с существованием системы человек - собака) и ввела в свои эколого-кинологические учебные программы элементы программ канистерапевтических по содержанию, выступая перед детьми детских домов и интернатов, посещая больных, перенесших инсульт и инфаркт в одной из клиник Казани, проводя исследования о влиянии собак на здоровье человека.
В ноябре 2006 года мы были на Всемирной выставке собак в Польше, в г. Познань. Среди многих стендов и представительств различных фирм и клубов я с удовлетворением увидела и стенд польского товарищества кинотерапии (так в Польше называют канистерапию). Я не могла не подойти. В общении с коллегами выяснилось, что отряды волонтеров с собаками (чаще всего с лабрадорами) работают в Польше при клиниках и домах престарелых, скрашивая их одиночество и помогая оправиться от операций и ряда заболеваний.
А в июне 2007 года в рамках чемпионата Европы в Загребе хорватскими кинологическими организациями был представлен стенд по канистерапии с привлечением собак - проводников слепых.
Сегодня уже можно говорить о создании ряда оздоровительных детских центров и специализированных подразделений при кинологических центрах в разных уголках нашей страны.
Оздоровительно-коррекционный центр на базе Тамбовского государственного университета разработал программу для детей с задержкой развития, помещенных в областную психиатрическую больницу.
Метод кинологической психокоррекции успешно применяют в подмосковном кинологическом комплексе "Ордынцы".
В Мурманске группа волонтеров с собаками "Вайкес" приглашена в коррекционную школу и специализированный детский сад для проведения еженедельных занятий. Предложенный ими комплекс упражнений приводит к коррекции двигательных, речевых, психических нарушений у детей с тяжелыми поражениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
В Казани мы в 2007 г. создали группу волонтеров (в основном с цвергшнауцерами перцового и черного окраса) для работы в коррекционной школе № 76, администрация которой не только с энтузиазмом приняла предложенную мной авторскую программу, но и создала все необходимые для работы условия (комплектация групп, прикрепление к ним специалистов - дефектолога и логопеда, выделение времени и места для занятий).
К работе мной были привлечены как волонтеры воспитанница объединений "Юный хендлер" и "Юный грумер" Ксения Мусиенко и ее мама Мусиенко Ольга Валентиновна. Поскольку Ольга Валентиновна профессиональный педагог-дефектолог, а в прошлом воспитанница одного из моих кинологических объединений, то она была привлечена мной к работе над программой реабилитации детей с проблемами в развитии и воплощению ее в жизнь. Сама Ксюша Мусиенко, так же как и мой сын Юрий Деткин, и многие другие ребята, мои воспитанники, много времени посвящают работе с собакой. Это их труд и достижения в области воспитания и дрессировки своих питомцев сделал возможным практическое применение моей авторской канистерапевтической программы. Ребята много ездят по стране (и даже за рубеж), участвуя в конкурсах "юных хендлеров".
Проводимая работа сразу начала давать результат. Дети, привлеченные к занятиям по программе, стали более активно реагировать на изменения в окружающей среде (это в первую очередь касается детей аутистов), движения у детей с ДЦП стали более координированными. Преподаватели отмечают улучшения в написании букв у детей с ДЦП и легкой степенью олигофрении и т.д. И это только начало работы. Предложенные нами комплексы упражнений помогут детям (конечно при медицинской поддержке) легче адаптироваться в окружающем мире.
Уже во второй раз воспитанники нашей школы юного хендлера становятся победителями самого престижного в России конкурса "юный хендлер" в рамках международной выставки "Евразия" в Москве. Вслед за изящной Кристиной Куриной (2005 год) ею стала очаровательная Даша Кленкова со своим воспитанником цвергшнауцером Звезда Деткина Уорнфилд (2007).
Именно для выступлений на этих конкурсах ребята и их наставники (педагог и родители) стараются подбирать спокойных, уравновешенных, способных выдерживать большие психологические нагрузки, как правило не больших, социально очень хорошо адаптированных собак, что полностью соответствует требованиям, предъявляемым к собакам, допущенным вместе с дрессировщиком к посещению престарелых людей или больных с нервными заболеваниями, с отставанием в умственном развитии, то есть собак-компаньонов.
Собака-терапевт должна быть чувствительной к проблемам больного ребенка, помогать ему преодолеть физические трудности, чувствовать его настроение и уметь влиять на него.
Соревнования (не только победы, но и поражения, умение сосредоточиться, быстро принимать нужное в конкретной ситуации решение, сконцентрироваться на достижении нужного результата) научили ребят мужеству, доброму и бережному отношению ко всему живому, любви к природе. Возможно поэтому, они с готовностью откликнулись на мое предложение готовить собак-терапевтов и работать волонтерами (то есть бесплатно, как это и принято везде в мире).
На людей с ограниченными возможностями общение с собакой оказывает психологическое воздействие, помогает ощутить себя в большей безопасности, независимости.
Собаки помогают справиться со стрессами, различными неврозами.
В канистерапии участвуют специально обученные собаки. Животные, принимающие участие в психотерапии, должны обладать идеальным характером и высоким интеллектом.
Собаки, привлеченные для работы с больными детьми, помимо общепринятых ветеринарных процедур должны пройти обязательное тестирование, выявляющее состояние их психики, способность выдерживать большие психологические нагрузки (каковыми является общение с больными). Поскольку общепринято, что управлять собакой-терапевтом должен дрессировщик старше 18 лет, то при привлечении к работе детей из кинологических объединений обязательно подразумевается участие профессионального кинолога или педагога-кинолога.
Еще один нюанс в работе - нам приходится учитывать менталитет и страны и, конкретно, Казани. Нам пришлось полностью исключить контакт детей с большими собаками. Даже привлечение столь миниатюрных и уравновешенных по характеру собак как цвергшнауцер, поначалу ввергало и родителей и больных детей в шок и вызывало если не страх, то опаску (ведь движения этих детей плохо координированы, часто непредсказуемы, не всегда адекватны). Надо сказать, что и у собак, даже прошедших тестирование, общение с больными детьми связано с большой эмоциональной и психической нагрузкой. В любом случае мы будем продолжать эту работу, приносящую пользу.
Обязанности собаки-компаньона - быть всегда спокойной, доброжелательной, терпеливой и терпимой. В этой роли могут выступать многие питомцы юных хендлеров.
Способности собак к той или иной работе выявляются непосредственно в ходе работы. Непригодные экземпляры отсеиваются. В 2006 году мы проводили исследования в одной из художественных школ Казани. Там в течение ряда лет обучаются глухонемые дети. Оказалось, что для этих детей общение с собакой или кошкой является если не решающим, то крайне необходимым, а иногда и спасает жизнь! Все они в рисунках на свободную тему рисуют домашних животных (даже если в доме ни собаки, ни кошки нет). А одной из девочек, страдающих еще и эпилепсией, ее собачка-метис спасла жизнь: ночью во время приступа подняла панику и разбудила взрослых.
Подводя итог, могу сказать, что впереди много работы. Нами создано несколько циклов упражнений с использованием собак-компаньонов и собак-терапевтов для больных детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Разработаны и уже претворяются в жизнь обучающие программы с использованием собак, позволяющие улучшать моторику и координацию, концентрацию внимания и развитие разных групп мышц у детей инвалидов с различными заболеваниями. Протестировано несколько собак-компаньонов, начаты работы по обучению и тестированию собак-терапевтов. Но нужны единомышленники. И не только среди владельцев собак (среди ребят и их родителей таких немало), но и среди тех, кто руководит специализированными детскими учреждениями. Я очень надеюсь на их отклик. Ведь польза будет для всех: больным детям - возможность безмедикаментозного оздоровления и улучшения их образа жизни, ребятам, занимающимся в наших объединениях - возможность осознать важность здорового образа жизни, а всем нам - еще больше полюбить природу и "братьев наших меньших", осознав их роль в нашей жизни.
Статья поступила в ноябре 2007 года
и опубликована в № 1(46)'2008.